Валерия РУБАНИК. Четыре причины отдать ребёнка на танцы

Она плакала во время растяжки, боялась делать колесо, падала на сцене, но стала лидером… Выбрала совсем не «танцевальную» профессию и всё равно связала жизнь с этой сферой. Хореограф «Малины» и основатель студии дизайна и пошива одежды для танцоров Ruberen design Валерия Рубаник рассказала, как так вышло, и поделилась мнением, зачем нужно водить детей в студию.

Выплеснуть энергию

– Почему в свое время родители отвели тебя именно на танцы?
– В пять лет я была очень активным ребенком, любила танцевать. Родители решили, что нужно направить энергию в мирное русло, и отвели на просмотры во Дворец молодежи. Меня отобрали сразу несколько коллективов, но мама отдала в спортивно-эстрадный ансамбль «Антре» Сергея Брониславовича Манзалевзского. К самому строгому педагогу – Галине Николаевне Гринкевич. 

Ее подход помог мне быстро вырасти до хорошего уровня. По предложению Галины Николаевны в первый класс я пошла в школу с хореографическим уклоном, где она преподавала. С тех пор тренировалась практически каждый день!

– Учеба не страдала от такого хобби?
– Нет, всё успевала! Некоторое время даже совмещала с занятиями рисованием, которое всегда любила. Но потом танцы захватили всё внимание. Это такой отдельный невероятный мир с друзьями, макияжем и красивыми костюмами, массовыми мощными номерами и вкусом победы! И ты – важная часть всего этого.

Это сейчас даже малыши выступают за границей, а мы до 13 лет только нарабатывали хорошую базу: классика со станком, серединой и растяжкой… Как и все, плакала, но сидела в поперечном шпагате, боялась выполнять гимнастические элементы – колесо, например. А становиться в мостик из положения стоя так и не научилась! (смеется) Но тогда это не особо и требовали от нас.

Научиться хорошему

– А что требовали?
– Быть танцевальным и харизматичным, быстро схватывать хореографию, много трудиться. Я была именно такой, поэтому и вышла в лидеры, даже без выдающихся данных от природы. Кроме того, очень ценилось умение держать себя в руках, не теряться на сцене, пусть ты и плюхнулся на попу, как было со мной однажды. Просто нужно вставать и продолжать дальше. Думаю, ко всему в жизни стоит так относиться.

– Какие еще уроки ты вынесла из того периода?
– Например, в подростковом возрасте постоянная занятость на танцах и общение в хорошей компании уберегли от вредных привычек. Я научилась ответственности. К тому моменту из нашей команды вырос новый, популярный сегодня коллектив Smart dance.

Помню, как волновалась, когда меня позвали танцевать сложный номер со старшим составом, где все девочки были чуть ли не на 10 лет старше. Помню, как усиленно готовилась, чтобы выйти на сцену в составе квартета, как страшно было выступать в первый раз с сольным номером на конкурсе в Риге. Примерно тогда же открыла для себя актерскую сторону танца, узнала, как показывать любовь и ненависть мимикой…

Тот опыт сформировал меня не только как танцора, но и как человека. Очень благодарна за всё хорошее, что в меня вложили Галина Николаевна, Сергей Брониславович и основатель Smart dance Александра Буяльская. Таких педагогов у нас в стране можно пересчитать по пальцам.

– В чем, на твой взгляд, была сила той старой школы?
– В том, что каждый знал свою роль. Педагоги приучали к дисциплине, дети их слушались и уважали, родители не вмешивались в рабочий процесс и выполняли просьбы педагога. Нужно дополнительно позаниматься – окей, ребенка ставят во вторую линию – значит, так нужно (я и сама была выше ровесниц и порой танцевала позади них). Поэтому и результат был классный! Сейчас же ситуация иная.

Выбрать профессию

– Могла ли ты подумать, что увлечение превратится в работу?
– Да. Но понимала, что здоровье не железное, в 9 классе появились проблемы с коленями. Сомневалась, стоит ли получать профессию, связанную с танцами. Было сложно определиться, а папа с мамой не вмешивались! Теперь хочу сказать им за это спасибо, ведь я действительно сама выбрала свой путь.

Пошла на курсы рисования, дополнительные занятия с репетитором, но не добрала полбалла для поступления в архитектурный колледж. Это оказалось к лучшему: после 11 класса подала документы в БГУ на коммуникативный дизайн и в итоге потратила меньше лет на получение диплома. Формат занятий позволил уже на первом курсе пойти в автошколу и начать более активно подрабатывать, чтобы не быть на полном обеспечении родителей.

– Первым серьезным местом работы стала «Малина»?
– Да! Мы с Алиной Петровой познакомились еще в Smart dance. Она пришла преподавать и танцевать в основном составе. Позже я узнала, что Алина вынашивает идею о своей студии. И она, как всегда, быстро воплотила то, что задумала! Узнав об открытии «Малины», я поинтересовалась, не нужен ли ей хореограф. Так всё и завертелось. В первой группе было всего три ребенка. Страха перед детьми не было, я всегда умела найти с ними общий язык. А вот неуверенность в том, что получится поставить номер, который все оценят, присутствовала.

Но с Алининой поддержкой и опытом всё получилось: появилось много новых учеников, крутые номера, конкурсы, летние сборы в лагерях. Некоторое время вела аж семь групп, причем для каждой готовила отдельный план занятий! Поначалу подрабатывала и в других студиях, но потом оставила только «Малину». Потому что это работа, на которую хочется идти. Это директор, который мотивирует. В общем, занимаюсь любимым делом и получаю за это деньги.

– Какая часть творческого процесса – самая любимая?
– Их две: непосредственная работа с учениками и постановка номеров. Мне нравится вкладывать душу в детей, быть, с одной стороны, другом, а с другой – держать дисциплину и вести их к прогрессу. Налаживать личный контакт, но при этом формировать дружный коллектив в целом. Причем последнее относится и к родителям. Так всегда радуюсь, когда вижу успехи и рост учениц! Горжусь, что мои дети уже круче, чем я! Люблю и своих дам из группы Lady dance. Они всегда дарят хорошее настроение. 

Что касается постановки номеров, то в этом меня привлекает возможность поделиться наблюдениями из жизни, поставить хореографию под любимую музыку, воплотить яркие образы, которые рождаются в моей голове. Привнести позитив и юмор в жизнь зрителей. Так что получаются в основном веселые номера. Но в этом сезоне планирую поставить лирику на малую группу.

– Но наверняка и трудности есть!
– Я убеждена, что танцы – это прекрасно в любом возрасте! Малышам они помогают социализироваться, сформировать характер, раскрыть таланты. Конечно, это занятие не для всех. Порой дети ходят в студию только потому, что родители так решили. Но если им это не по душе, ничего не получается, убеждаю мам и пап не настаивать. Да, это не выгодно студии, зато честно и правильно.

Ну, и истерики – это мое любимое! (смеется) В большинстве случаев справляюсь, отвожу в сторонку пошептаться, и буря проходит. Но если ребенок постоянно в плохом настроении – это уже зона ответственности родителей. Порой приходится идти на крайние меры и не пускать в зал, пока мамы и папы не успокоят. А как иначе? Тренировка для остальных не должна срываться. А вообще у нас с родителями полное взаимопонимание: все видят, что каждый важен и значим, и понимают, что вместе мы – сила.

Открыть своё дело

– Несмотря на большую вовлеченность в дела студии ты умудрилась запустить и свой проект! Почему именно дизайн и пошив одежды для танцев?
– Это было непросто, но я знала, что буду продолжать развиваться в профессии и после универа. Все идеи, так или иначе, крутились вокруг танцев и детей. Как советуют психологи, проанализировала, с какими просьбами ко мне чаще всего обращаются люди. И обнаружила, что за помощью в создании дизайна и организации пошива костюмов для выступлений. Первые проекты воплощала как раз для своих детей из «Малины» еще два года назад.
Выяснилось, что заказчик и исполнитель часто не могут решить, каким должен быть окончательный образ, по-разному видят задачу, и им нужен координатор. Так я пришла к открытию своего дела. Методом проб и ошибок нашла хороших швей по всем видам работ, выяснила, какие ткани и фурнитура подходят для разных целей.

– Как планируешь развивать проект?
– Хочу заниматься не только сценическими костюмами, но и запустить линейку тренировочной, разогревочной одежды и обуви для танцоров разных стилей – от классики до современных направлений. А еще планирую создавать именные вещи, это сейчас очень востребовано.

В сегменте танцевальной одежды у нас есть российский и американский бренды. Хорошее качество, но ограниченное число моделей и расцветок. А танцоры всегда хотят выделиться. У меня будут удобные вещи для тренировок и на каждый день и креативные, дизайнерские, яркие – для выступлений. Хочу помогать тем, кто собирается, например, на Vogue-бал, придумать образ и почувствовать себя уникальным.

– Как Алина отнеслась к твоим начинаниям?
– Поддержала, конечно! Она всегда обеими руками «за» то, чтобы педагоги развивались. Это очень приятно! С ней всегда можно посоветоваться по любому вопросу и получить дельный совет и «волшебный пендель». Тем более, мой проект полезен и для «Малины». Мы хотим во всём выходить на более высокий уровень. Как показала практика, каждый может добиться результата, если очень постарается.

Елена КазаковаВалерия РУБАНИК. Четыре причины отдать ребёнка на танцы